Если набрать в поисковике «Бантинг», первые две выдачи – сэр Фредерик Бантинг (1891-1941), один из открывателей инсулина, спасшего жизнь миллионам диабетиков во всем мире, лауреат Нобелевской премии. На третьем месте – Диета Бантинга, и автор этой диеты не канадский врач и физиолог Фредерик Бантинг, а живший в 19 веке владелец похоронного бюро в Лондоне англичанин Уильям Бантинг, медицинского образования не имевший. Но за Фредериком Бантингом тоже числится авторская диета, предназначенная для лечения больных диабетом, и содержащая между прочими продуктами 80 г ржаного хлеба. Но данный пост посвящен диете Бантинга-гробовщика.
В 1863 году Уильям Бантинг опубликовал брошюру «Письмо о тучности, адресованное широкой публике». Брошюра выдержала 4 издания, была переведена на французский и немецкий языки, и в последующие 5 или 6 лет было продано 68 тысяч экземпляров – это во времена, когда половина населения была неграмотной, а диетические советы еще не получили такого распространения, как в наше время.
Уильям Бантинг и его брошюра
Бантинг сбросил за год (если точнее, за 55 недель) 21 кг, и его диета стала настолько популярной, что в Англии и Америке вплоть до 1920-х годов слово «бантинг» означало «диетиться», и, что еще удивительнее, в этом же значении слово до сих пор используется в Швеции. Слово также неоднократно упоминалось в детективных романах Агаты Кристи.
Бантинг родился в 1797 году и умер в 1878 году, прожив 81 год. Его похоронное бюро обслуживало состоятельных и влиятельных людей – в гробу от бюро Бантинга хоронили герцога Веллингтона, фельдмаршала и победителя при Ватерлоо.
Жил Бантинг неподалеку от виноторговца Берри Броса (сейчас виноторговая фирма Berry Bros & Rudd), в магазине которого были установлены большие весы для взвешивания мешков с кофе, но их использовали для взвешивания постоянных клиентов компании (мода на напольные весы в ванной комнате появилась гораздо позднее – в начале 20-го века).
Вес клиентов фиксировался в специальном журнале, но никогда не обнародовался, пока клиент был жив. Так, благодаря Бросу, до сих пор сохранились записи о весе знаменитого поэта Лорда Байрона (тоже автора диеты, только не белковой, а уксусной).
С каждым очередным взвешиванием Бантинг убеждался, что становится все тяжелее и тяжелее. Он неоднократно следовал разнообразным рекомендациям по улучшению фигуры, но все они приводили к печальным последствиям. Начав употреблять только «легкую пищу» (при этом советчики так и не смогли ему объяснить, что под этим понимается, предоставив решать вопрос самому), Бантинг покрылся фурункулами, а 2 огромных карбункула пришлось удалять хирургически. В целом за короткое время ему пришлось 20 раз обращаться за врачебной помощью в связи с сопутствующими ожирению заболеваниями и недомоганиями, при этом медики убеждали его, что ожирение неизлечимо, и, мало того, является естественным следствием прибавки в возрасте.
В 1862 году, в возрасте 65 лет, Бантинг весил 92 кг при росте 165 см (ИМТ 34, что соответствует 1-й степени ожирения при надвигающейся 2-й, и многие современники упрекали Бантинга, что у него не было особых причин жаловаться на вес – он якобы не был таким уж критическим), при этом он не мог наклониться и самостоятельно завязать шнурки на ботинках. По лестнице Бантинг был вынужден спускаться задом наперед и очень медленно, чтобы снизить нагрузку на коленные и голеностопные суставы, а при малейшем напряжении и усилии у него начиналась одышка. Особо затруднителен для него был подъем по лестнице, на коленках у него постоянно были закреплены специальные бандажи.
При этом Бантинг относил свое ожирение за счет индивидуальных особенностей, и никак не соглашался, что ожирение – причина малой физической активности. Наоборот, он утверждал, что за 50 лет своей деятельности в среднем был более активен, чем прочие мужчины его возраста, и что он ел и пил не больше их. Когда Бантингу шел уже четвертый десяток лет, один из друзей-хирургов, тем не менее, посоветовал ему приобщиться к гребле, и Бантинг, живший у реки, приобрел лодку и каждое утро 2 часа упражнялся в гребле. Как результат, укрепил свою мускулатуру, но как следствие возросшего аппетита только прибавил в весе, после чего друг посоветовал забросить водные прогулки.
Для поправки ситуации Бантинг прибегнул к ходьбе, верховой езде, ездил лечиться к морю и минеральным источникам, а когда в моду вошли турецкие бани, в течение года трижды в неделю посещал их. Он пил литрами лекарственные снадобья и жидкие калийные препараты, прибегал к низкокалорийным диетам, но за все время его диетные страдания были вознаграждены потерей всего 3 кг веса, при этом он катастрофически ослабел в результате подобного «лечения», вдобавок приобрел пупочную грыжу.
В качестве курьеза Бантинг упоминает, что прибегнул к старому народному средству похудения – жить на 6 пенсов в день, зарабатывая их при этом самостоятельно (в те времена буханка хлеба стоила 7 пенсов, а кружка пива в пабе от 3 до 8 пенсов). Все тщетно.
В полном отчаянии, теряя зрение и слух, Бантинг в августе 1862 года обратился к члену Королевского хирургического колледжа, специалисту-отоларингологу Уильяму Харви. В отличие от отоларинголога, к которому Бантинг обращался ранее, и не обращавшему никакого внимания на его ожирение, доктор Харви был наслышан о пользе диеты без сахара и крахмала за время пребывания в Париже, где слушал лекцию физиолога Клода Бернара (основателя эндокринологии), о новой теории роли печени в развитии диабета. Бернар утверждал, что печень, помимо того, что секретирует желчь, производит из элементов протекающей через нее крови сахароподобную субстанцию – в то время было общеизвестно, что для откорма животных фермеры используют сахаристые и крахмалистые корма.
Харви начал изучать роль всевозможных пищевых компонентов (жиров, сахара и крахмала) в развитии диабета, и счел Бантинга удачным для проведения экспериментов объектом. Для начала ему была предложена диета, оказавшаяся настолько успешной, что к Рождеству этого же 1862 года года Бантинг весил 83 кг, а к августу следующего уже 71 кг. Ко времени издания 4-го издания своих записок Бантинг потерял в весе еще 2 кг, заодно убавив за все время 33 см в объеме. ИМТ составил 25, хотя в то время такого понятия не существовало. Зрение и слух восстановились, грыжа исчезла, надобность в бандажах пропала, возросла работоспособность. О динамике возможностей другого рода Бантинг не упоминает, не следует забывать – в Англии торжествовала викторианская мораль.
В качестве особого достижения Бантинг упоминает, что свою прежнюю одежду он оказался в состоянии надеть на себя, облаченного в новую одежду, приобретенную по случаю похудения.
Воодушевленный успехом, Бантинг частным образом и за свой счет опубликовал брошюру о революционной диете доктора Харви, поскольку опасался, что редактор еженедельного медицинского журнала The Lancet откажется печатать опус дилетанта, и оказался прав. Несмотря на то, что Бантинг особо упоминал в своем тексте о заслугах доктора Харви, на него обрушился поток критики и обвинений в невежестве, а Британская медицинская ассоциация назвала диету «надувательством».
Но брошюра Бантинга распространилась по всему миру, и благодарные последователи написали ему 2000 писем с сообщениями о своих успехах. Одна из диетчиц поведала Бантингу, что диета ей безусловно не понравилась, но это не имеет никакого значения, поскольку важен результат. К такому настрою и ныне готовы присоединиться миллионы людей.
Другой корреспондент сообщил Бантингу, что в его диете не содержится ничего нового, поскольку так издавна питаются спортсмены, бегуны и боксеры, но что подобная диета никогда не рекомендовалась больным или страдающим от ожирения людям. Бантинг отвечал, что следование диете избавляет от тучности и без выполнения физических упражнений, не всегда доступных не вполне здоровым или неповоротливым от природы людям.
Ставили в упрек Бантингу и то, что приписываемая им доктору Харви диета на самом деле разработана Бернаром, на что Бантинг отвечал, что Бернар советовал подобную диету для лечения диабета, Харви же впервые применил ее для лечения ожирения.
Так что представляла собой диета Бантинга (или доктора Харви?) Последователям Бантинга настоятельно рекомендовалось есть достаточное количество пищи, ни в коем случае не голодать. Бантинг рекомендовал начинать день с приема столовой ложки специального поддерживающего сердечного средства, растворенного в стакане воды, и лишь затем приступать к завтраку. На многочисленные просьбы обнародовать рецепт этого средства Бантинг осмотрительно сообщал, что средство прописано ему врачом, и другому человеку может не помочь, оттого он советует всем обратиться за рецептом к своему лечащему врачу. Все, что он может сказать – это то, что средство щелочное по составу.
Диета Бантинга представляла собой богатое белком и жирами малоуглеводное питание. Диета предусматривала 4-разовое питание (помимо «вечерней рюмки») в 9, 14, 18 и 21 час времени, и диетчикам предписывалось тщательно избегать употребления молока, сахара, крахмала (т.е. хлеба и мучных продуктов), пива и сливочного масла, прекратить пить шампанское и портвейн, не есть семгу, сельдь, угрей, свинину (в те времена ошибочно считалось, что свинина содержит крахмал), телятину, картофель, пастернак, свеклу, репу, морковь, пудинги и выпечку. Разрешались мясо, дичь, некоторые виды рыбы, зеленые овощи, некоторое количество несладких фруктов, и галеты или сухарики (предполагалось, также ошибочно, что подсушивание хлеба уменьшает количество крахмала в нем).
В качестве «рюмки на ночь», при необходимости, разрешалось пропустить стаканчик грога, джина, виски или бренди без сахара, либо 1-2 стакана кларета (красного вина) или хереса.
Бантинг утверждает, что за все время похудения не принимал никаких медикаментов, и что диета, очевидно, содержит все необходимые организму субстанции. (Следует заметить, что к тому времени еще ни один витамин не был открыт).
Бантинг также был склонен к экспериментированию. Так, он установил, что употребленные в течение недели 150 г сахара увеличивает его вес на полкило. Бантинг же является основателем идеи «читтинга» - запланированного отступления от диетного плана. В сезон он употреблял так любимый им зеленый горошек, и прибавил в весе свыше килограмма, который без особых усилий «ушел» по завершению сезона.
Последователям диеты Бантинг рекомендовал изменять рекомендованное в брошюре количество пищи пропорционально своему весу, ориентируясь на свои ощущения и с соблюдением принципов диеты – это в те времена, когда до выхода первой книги о похудении с подсчетом калорий оставалось полвека, и калорий в той книге рекомендовалось всего 1200 ккал.
В период между 1-м и 4-м изданиями брошюры в печати неоднократно сообщалось, что Бантинг (ставший публичной фигурой) умер, либо серьезно заболел в результате следования своей диете. Сам Бантинг эти слухи энергично опровергал, утверждая, что избавился от всех сопутствующих диете недомоганий и заболеваний, включая ослабление слуха, по поводу которого он и обращался к доктору Харви. Впрочем, о появлении сыпи на руках в 1867 году он сообщает, как и о том, что она исчезла самостоятельно в результате соблюдения диеты.
В 1958 году Ричард Мак Карнесс, написавший книгу «Ешь жирное и худей», подсчитал, что калорийность диеты Бантинга составляла не меньше 2800 ккал. Принято удивляться, что Бантинг при такой диете худел, и высказываются соображения, что причина его похудения – не редукция калорийности, а качественный состав пищи. Диета включала в себя исключительно белки, жиры, алкоголь и трудно перевариваемую пищу с содержанием клетчатки. Вывод делался таков, что причина ожирения – углеводы (крахмал и сахар).
За все время похудения Бантинг взвешивался 20 раз (последователям он советует взвешиваться еженедельно или ежемесячно), ниже график похудения.
График похудения Уильяма Бантинга
Точки – результаты 20 взвешиваний, соединены плавной линией, похудение удивительно равномерное. Средствами MS Excel проведена линия линейного тренда, темп снижения веса 388 г в неделю. Если бы происхождение графика было не известно, первая мысль при его прочтении – это похудение на МФ. Но Бантинг не худел по МФ, и современные диетологи утверждают, что Бантинг – основатель череды низкоуглеводных диет, высокоэффективных с т.з. их апологетов. Но тот же Бантинг ставит себе в заслугу, что доктор Харви назначал подобную диету многим пациентам именно для лечения ожирения еще ранее, чем к нему обратился Бантинг с жалобами на частичную потерю слуха, и в большинстве случаев диета оказалась безуспешной.
Себе в заслугу Бантинг ставит то, что только он следовал советам доктора неукоснительно, и именно этому приписывает успех. Это ставит под сомнение мнение Бантинга о том, что успех обеспечен не количеством, а качеством. Заблуждение простительное, в практике диетологии подсчет калорий еще не применялся. А качество было бы решающим обстоятельством, если бы диета ввела Бантинга в состояние кетоза. Но о кетозе речь не идет - овощи, фрукты и сухари доставляли организму достаточное количество углеводов.
В итоге Бантинг похудел хоть и без подсчета калорий и без обратной связи, но на дисбалансе порядка 400 ккал (что следует из величины еженедельного отвеса), без снижения уровня обменных процессов (что безусловно наблюдалось ранее, когда он следовал низкокалорийным планам питания и в итоге приводило к краху диеты), а размеренный образ жизни и четко расписанное по 4(5) приемам пищи постоянное меню позволили обойтись без обратной связи по динамике веса. Интересно и то, что Бантинг подметил, что вес наиболее стремительно уходит в первые 48 часов диеты. На МФ также принято первые 2 кг похудения в зачет не ставить, после этого рассчитывать на равномерное похудение, и иметь в виду, что 2 кг, скорей всего, вернутся после завершения похудения.
И не забываем, что до Бантинга на этой диете мало кому удалось похудеть. Бантинг оказался везунчиком, помогли также настырность и склонность к философствованию (профессиональное качество – вспомним шекспировских могильщиков). А затем начался процесс воспроизводства успеха последователями.
Что интересно, Бантинг получил письмо, в котором утверждалось, что если бы подобная брошюра была опубликована за авторством медика, она прошла бы незаметной. Именно авторство дилетанта привлекло к ней внимание жадной до сенсаций публики. И всем желающим оставалось только следовать расписанному меню, притом корректируя его под свой вес, Бантинг не забыл упомянуть и об этом! Это фактически первоначальный расчет калорийности питания под исходный вес, а там уж как пойдет. МФ предлагает ввести коррекцию, современникам Бантинга же следовало догадаться, что скорректировать меню под вес один раз мало, может потребоваться еще одна коррекция. Или несколько. Кто догадался, тот похудел.
А что имеем теперь, после всех успехов диетологии? Вновь самой эффективной считается малоуглеводная диета, но калории считать не предлагается, предписывается определенный набор продуктов для всех, с дисбалансом заведомо выше 400-500 ккал. А далее похудевший человек предоставляется самому себе, и вина за набор веса возлагается тоже на него самого. С чем худеющие, как правило, соглашаются.